Сабвуфером (от английского subwoofer) называют акустическую систему, воспроизводящую низкочастотные звуки (примерный диапазон – 5-300 Гц).

В зависимости от наличия/отсутствия усилителя мощности различают активные и пассивные сабвуферы. Активные сабвуферы – со встроенным усилителем, активным кроссовером. Они снимают нагрузку с основного усилителя, упрощают согласование компонента с широкополосными системами. Активные сабвуферы часто имеют дополнительные возможности подстройки к определенным условиям эксплуатации (положение точек и крутизна среза, поворот фазы и регулировка АЧХ). Пассивные сабвуферы не оснащены встроенным усилителем и подключаются, как правило, параллельно, нагружая выходные усилители стереоканалов. Пассивный сабвуфер более требователен к месту размещения.

Особенность размещения сабвуферов заключается в характере распространения звуковых волн низкой частоты – они плохо локализуются, человеку сложно определить расположение источника. В связи с этим для многополосной системы достаточно одной мощной низкочастотной колонки. Эта особенность позволяет размещать громоздкий сабвуфер практически в любом удобном месте автомобиля, которым, как правило, становится багажник.

При непрофессиональном подборе компонентов и их установке владелец автомобиля может столкнуться с проблемой нестыковки фазо-частотных и амплитудно-частотных характеристик сабвуфера и сателлитов, при которых может наблюдаться провал или завышение по причине несоответствия или интерференции волн. Возможность подстройки верхней граничной частоты и фазы, доступная во многих современных моделях сабвуферов, оказывается в таком случае очень полезной.

Современный рынок предлагает пять распространенных типоразмеров сабвуферов: 6, 8, 10, 12, 15 дюймов. Первые (самые компактные) могут быть установлены в очень ограниченном пространстве, но не обеспечивают высокого звукового давления. Начиная с десяти дюймов, динамики способны выдавать не размытый бас, а 12-дюймовые устройства могут обеспечить хорошее звуковое давление. Максимальное звуковое давление выдают 15-дюймовые сабвуферы, но они не всегда предпочтительны с точки зрения четкости звучания акустической системы.

По компоновке различают два вида сабвуферов: free-air и корпусные. Первые – безкорпусные, устанавливают в заднюю полку или в перегородку за спинкой заднего дивана. Такие компоненты способны обеспечивать хорошее давление, они компактны, насколько это возможно для динамиков большого диаметра. Недостатки открытых сабвуферов – недостаточная четкость и детальность звучания. Установка таких компонентов может занять до одного рабочего дня.

Корпусные автомобильные сабвуферы могут быть расположены в закрытом ящике, в корпусе с фазоинвертором, типа бандпасс или в корпусе Stealth. Другие типы закрытых сабвуферов используются в составе автомобильных аудиосистем крайне редко.

Закрытый ящик

«Закрытый ящик» — самый распространенный тип корпусных сабвуферов, чаще всего с 10-15 дюймовыми динамическими головками. Геометрические параметры корпуса рассчитываются с учетом характеристик динамика. Такие сабвуферы обеспечивают высокую четкость звучания. Их установка в автомобиль отличается простотой. Рекомендуется устанавливать в хэтчбеки и универсалы. Среднее время установки – около двух часов.

Корпус с фазоинвертором

Использование корпуса с фазоинвертором обеспечивает большее звуковое давление, уступая обычному корпусу в детальности воспроизводимого баса. Сабвуферы с инвертором целесообразно устанавливать в автомобили с типом кузова седан. Среднее время установки – около двух часов.

Бандпасс

Бандпассом (также бэндпасс или bandpass) называют сабвуфер в корпусе с двумя отдельными камерами – закрытой, на которую играет динамик, и открытой с портами фазоинвертора. Такая архитектура позволяет добиться очень высокой мощности, жертвуя при этом четкостью звучания.

Корпус Stealth

Такие корпусы изготавливаются мастерами установочных центров вручную с учетом размеров салона и характеристик динамика. Такая компоновка позволяет максимально сэкономить пространство в багажнике путем монтажа сабвуфера в его правой или левой части. Специальные материалы обеспечивают хорошее сочетание жесткости и эластичности. В таких установках часто используют 10-дюймовые динамики – достаточно мощные, с высокой детализацией и чистотой звучания. Установка такого компонента не слишком сложна (как правило, несколько часов), но на изготовление корпусов мастер может потратить до нескольких рабочих дней.

Сеть центров дополнительного автомобильного оборудования «Автоинжиниринг» предлагает установку сабвуферов с гарантией. Статус сертифицированного установщика позволяет нашим клиентам не отказываться от гарантийного обслуживания транспортного средства у дилера.